Эта история о том, как штормовой ветер финансового кризиса, который разразился в конце 2014 года, «снес» с лица земли… автосалон. А вместе с внезапно «сдувшимся» региональным дилером «Ниссан» развеял надежды многих смолян, решивших приобрести автомобиль в нелегкую годину… Общий ущерб, нанесенный обманутым покупателям, превысил 14 миллионов рублей.
Обман чистой воды
Была у Олега Мишина мечта купить автомобиль представительского класса. В кредит предприниматель брать машину не хотел, принял решение: «Накоплю - и куплю!»
Накопил.
В январе 2015 года созвонился по указанному на сайте официального дилера Nissan телефону. Олега соединили с менеджером ООО «Корпорация Скарлет», и он обсудил с ним характеристики авто, которое хотел приобрести, а также его стоимость. Во время приятной беседы с сотрудником фирмы предприниматель находился в Минске. Ему предложили подписать предварительный договор купли-продажи автомобиля по электронной почте.
Ударили по рукам дистанционно. Сделка состоялась.
(Позднее Мишин вспомнит, что идентификационный номер VIN в договоре почему-то указан не был).
Общая стоимость автомобиля составила 1 млн. 677 тысяч рублей.
Мишин перечислил предоплату (десять процентов от стоимости) на московский счет ООО «Корпорация Скарлет». Машину обещали доставить в конце апреля.
23 марта Олегу позвонил менеджер и сообщил радостную весть: «Автомобиль пришел в Москву!» Правда, тут же пояснил, что покупателю нужно срочно оплатить оставшуюся часть денег наличными. Мишин опешил: «Почему именно наличными?»
Причину странной просьбы менеджер объяснить не смог и осоветовал обратиться к другому специалисту ( не рядовому менеджеру, а учредителю компании!) Тот пустился в пространные рассуждения: «На днях грузим машину на автовоз. Чтобы ваш Nissan приехал сразу с паспортом транспортного средства (ПТС), необходимо произвести оплату всей стоимости».
Павлюченко отказался платить наличкой. Заявил, что может перечислить всю сумму только по безналу. С ним согласились, предложив выслать счет, на который Мишин обязуется перечислить деньги.
При этом недвусмысленно намекнули забыть про старый счет, на который «капнула» предоплата за автомобиль: «Ни в коем случае не переводите!»
Олег не придал особого значения выдвинутому продавцами условию.
«25 марта менеджер ООО «Корпорация Скарлет» прислал мне платежку на оставшуюся сумму - 1 млн. 509 тыс. 300 рублей (в котором уже был указан VIN автомобиля), - вспоминает потерпевший автовладелец. - Счет был подписан генеральным директором фирмы Валентиной Коротич. - Для платежа указаны реквизиты одного из коммерческих банков. Менеджер, с которым я работал, по телефону еще раз указал, что деньги должны прийти именно на данный счет. Что я и сделал. Через два дня перезвонил в фирму, хотел узнать, когда приехать за автомобилем, и услышал в ответ: «Автовоз задержался. Звоните на следующей неделе».
Мишин проявил настойчивость. На его вопросы, где автомобиль, всегда появлялись отговорки – «сломался автовоз», «не успели погрузить», «ждите, скоро автомобиль придет». И даже сообщили, что «директор фирмы уехала в Москву и прямо сейчас все решит». Олег звонил по пять – шесть раз в сутки.
В результате представитель компании перестал отвечать на звонки. Заподозрив, что его обманывают, в конце апреля Мишин вступил в переписку с головной компанией «Ниссан» в столице. Мишину объяснили: «С 4 марта 2015 года компания не продлила дилерское соглашение с организацией в Смоленске».
Выходило, что смоленская фирма не имела возможности предоставить покупателю гарантию завода-изготовителя! Да и вряд ли имела полномочия на торговлю автомобилями.
Мишин подал заявление с просьбой вернуть уплаченные им деньги до 30 апреля в случае невозможности исполнить предварительный договор.
Деньги не вернули. Пришлось обратиться за помощью к адвокату.
8 мая Олег пришел в офис ООО «Корпорация Скарлет». Юрист фирмы принялась убеждать не подавать исковое заявление в суд: «Не беспокойтесь, в ближайшие несколько недель компания все вам вернет!» Однако от предоставления каких-либо письменных гарантий отказалась. А на предложение заключить мировое соглашение в суде первой инстанции (раз уж есть реальная возможность вернуть деньги), ничего не ответила.
Предпринимателю пришлось обратиться с исковым заявлением в Промышленный районный суд Смоленска.
18 июня 2015 суд вынес заочное решение о взыскании с ООО «Корпорация Скарлет» в его пользу 1 млн. 677 тысяч рублей в счет возврата денежных средств, уплаченных по предварительному договору от 11 февраля 2015 года, с начислением на указанную сумму процентов согласно ст. 395 ГК РФ.